1950-й год. На Херсонщине начинается одна из главных коммунистических строек СССР: возведение Каховской ГЭС – шестой, самой нижней ступени Днепровского каскада гидроэлектростанций.
Виталий Горяев, уже известный к тому времени художник - фронтовик, без малого два десятилетия сотрудничающий с журналом «Крокодил», автор множества иллюстраций к произведениям русской и зарубежной литературы, на протяжении 1953-1954 гг. дважды посещает эту грандиозную стройку.
Результатом поездок стала серия жанровых рисунков и акварелей, в которых художник камерными средствами графики сумел передать гигантскую созидательную энергию того важного исторического момента.
На выставке представлено 28 работ данной серии. Это и виды Каховки – города, в который оформились в 1952 году разросшиеся рабочие поселения, и лиричные портреты строителей ГЭС, и тонкие пейзажи настроения. В этих акварельных зарисовках – певучая водная стихия Днепра и богатая природа Новороссии, запечатлённые со свойственной Виталию Горяеву остротой рисунка, яркостью портретных характеристик, общей колористической культурой.
К другому тематическому разделу выставки можно отнести эскизы к обложкам журнала «Крокодил» – главного с 1922 года сатирического издания СССР, в которых так же отражены события эпохального для страны значения. Например, «Пионер космоса» – первая автоматическая межпланетная станция «Луна-1», запущенная в 1959 году советскими учёными. Силуэт станции около образа Луны, яркого и улыбчивого, художник изобразил на обложке одного из выпусков журнала. Само же ночное светило, уже на другом юмористическом рисунке, просится в строй, чтобы принять участие в параде и пройти под красным знаменем по главной площади страны вместе со всем советским народом.
Совсем иной – колючий и ироничный до гротеска – художественный язык В.Н. Горяева в серии карикатур на темы капиталистической жизни, которая была выполнена мастером в пятидесятые годы для флагмана сатирической периодики. Некоторые из рисунков также вошли в состав нынешней экспозиции.
Достаточно редко экспонируемые, документальные и художественные одновременно, работы, представленные на выставке «Свидетель эпохи. Виталий Горяев (1910-1982)» – золотой фонд отечественного искусства. Как и всё творчество, графическая серия 50-х гг. свидетельствует об активной гражданской позиции, мастерстве и мощном таланте художника.